NOTA BENE |
Крестьянин Матюшка Исаков сын Лехкой был первым русским металлургом в окрестностях будущего Екатеринбурга. |
Заселение Арамильской слободы происходило очень быстро. По переписи Тобольского уезда, проводившейся Львом Поскочиным в 1681–1683 гг.41, в слободе насчитывалось 126 крестьянских дворов, в которых проживало 337 человек мужского пола. Кроме них имелось три двора церковников, тридцать один двор служилых людей (казаки, пушкарь, затинщик и воротник), четыре двора бобылей, по одному — писчего дьячка и слободчика Мишки Сарапульца; всего — 166 дворов. Девяносто семь крестьянских дворов находилось в центральном поселении слободы. Здесь же, очевидно, проживали церковники и казаки. Остальные крестьянские дворы стояли по деревням, которых к этому времени в ведомстве Арамильской слободы насчитывалось семь (в порядке описания): «Арамильская на реке Исете на усть Бобровки речки (2 двора), Бобровская на речке Бобровке (13), Назарова на усть Истоку (3), Назарова вверх по Исете (3), Иктусова на речке Иктусе (3), Ольховка на речке Ольховке (1), Назарова вверх по речке Арамилю (4)». Реки, указанные в названиях деревень, позволяют надежно локализовать их географическое положение. У жителей Арамильской слободы перепись выявила семь мельниц и три кузницы. Кроме того, крестьянин центрального поселения Матюшка Исаков сын Лехкой был обложен оброком «на железной промысел», то есть был первым русским металлургом в окрестностях будущего Екатеринбурга.
Забегая вперед, заметим, что данный промысел крестьян Арамильской слободы, которые «делали чрез малые печи и употребляли в продажу железо, и со оного десятую (десятину) платили», просуществовал свыше 40 лет, до конца 1722 г., когда был запрещен прибывшим на Уктусский завод новым «командиром» Сибирского горного начальства, тогда еще генерал-майором В.И. Генниным. Примерно месяцем раньше специальный запретительный указ на эту тему объявлен им в Кунгуре, где по поручению Геннина капитаном из пленных шведов Ю. Берлиным в уезде выявлено 239 промышленников, копавших руду и плавивших железо, укладных мастеров — 13 человек, да несколько человек в самом городе. Судя по десятине, взятой в 1720–1722 гг. с мелких кунгурских промышленников, крестьяне за это время выработали кричного железа 3112 пудов, полосового 203 пуда, уклада — 897 пудов. Интересно, что отмеченная переписью 1682 г. семья плавильщиков в Арамильской слободе являлась выходцами как раз из Кунгурского уезда.
Большая часть населения — сто восемнадцать дворов — показаны уроженцами уездов Верхнего Прикамья (Кайгородок, Чердынь, Соликамск, Кунгур и строгановские владения на Чусовой). Заметны были переселенцы с Нижнего Прикамья (Оса, Сарапул, Алабуга, Малмыж и др.) — двадцать дворов. Остальные уезды европейской части России представлены одним-тремя дворами. Уроженцев сибирских уездов было четыре двора — один из Чусовской слободы Верхотурского уезда и трое из Мурзинской слободы Тобольского уезда.
В числе деревень Арамильской слободы перепись Поскочина показывает и единственное в то время поселение на берегах Уктуса — «деревня Иктусова на речке Иктусе». Первопоселенцы деревни происходили из тех же мест, что и большинство жителей Арамильской слободы. Из трех ее дворов в двух жили братья Дементий (Демка) и Иван (Ивашко) Петровы дети Деменовы, уроженцы Соликамского уезда Обвинской волости Рождественского прихода, пришедшие в Арамильскую слободу в 1679/1680 г. В третьем жил Фома (Фомка) Михайлов сын Вилесов, родившийся в той же волости в деревне Комарове и пришедший годом позже братьев Деменовых — в 1680/1681 г.
NOTA BENE |
Деревню Уктус переписи 1682 г. следует считать древнейшим русским поселением на территории города Екатеринбурга. |
В краеведческой литературе широко растиражирована версия о существовании в конце XVII в. поселения на озере Шарташ. Но это не подтверждается ни одним источником. Первые упоминания о Шарташе и соседней деревне Становой датируются двадцатыми годами XVIII в.44 А ревизская сказка Екатеринбургского ведомства 1748 г. прямо говорит, что жители деревни Шарташской «написанные по указу 1727 года 27 сентября пришлые из разных губерний и городов»45. То есть, Шарташ XVII в. является не более чем краеведческим мифом. Поэтому деревню Уктус переписи 1682 г. следует считать древнейшим русским поселением на территории города Екатеринбурга.
Вскоре после основания Арамильской слободы на землях к западу от нее вновь проявляет активность Фрол Арапов. В 1677/1678 г. он бил челом «о разрешении завести новую слободу вверх по реке Чусовой на Казанской дороге». В 1678 г. ему было поручено «вновь слободу строить на порожнем месте, а межи тем землям от Казанской дороге вверх по Чюсовой реке до Чюсового озера, а вниз по Чюсовой реке до Волчьей горы, на востоке до Исетских вод». «До Исетских вод», видимо, следует понимать как до водораздела Чусовой и Исети, то есть, — до верховьев Уктуса и его притоков. Значит, именно так определялась тогда западная граница Арамильской слободы и граница между Верхотурским и Тобольским уездами. Но вторая попытка Фрола обосноваться на Чусовой также не удалась. О существовании этой слободы в дальнейшем ничего не известно. А Фрол Арапов уже в переписи 1680 г. показан в «своей» Аятской слободе как «бывший слободчик».
В восьмидесятые годы завершается административное размежевание земель вокруг Арамильской слободы. В ноябре 1684 г. тобольским воеводою была выдана уставная грамота на строительство Камышевской слободы на Исети, граничащей с Арамильской слободой по речке Брусянке. В 1686 г. верхотурскими властями на Пышме было начато строительство Белоярской слободы. Некоторая несогласованность границ новых слобод привела в 1695 г. к конфликту, дошедшего до того, что «крестьян били и увечили насмерть». Участие в земельных спорах принял и арамильский приказчик Иван Полозов.
В том же 1695 г. была проведена новая перепись тобольских слобод по Исети, в том числе и Арамильской. На берегах Уктуса к этому времени стояло уже три деревни.
Первая — «деревня Фомина на речке Уктусе. По мере от слободы до той деревни девять верст». В деревне насчитывалось 34 двора, в четырех из которых показаны Демка и Ивашко Петровы дети Деменевы и Фомка Михайлов сын Вилесов и его сын Ганка (Гаврила). Это позволяет уверенно сказать, что деревня Иктусова переписи 1682 г. идентична деревне Фоминой 1695 г. Все четверо ее старожилов показаны пришедшими «тому лет с пятнадцать». У крестьян деревни Фоминой переписью 1695 г. зафиксировано четыре мельницы; три из них — на речке Кылтыке (Калтыке).
Жители остальных тридцати дворов поселились в деревне, очевидно, после предыдущей переписи. Ровно треть (10 дворов) новопоселенцев Фоминой происходила из Соликамского уезда — родины первых жителей деревни. Еще 14 дворохозяев представляли другие уезды Прикамья (Кайгородок, Кунгур, Осу и строгановские вотчины). Из остальных заметно представлены были только выходцы из Сарапула (3 двора) — родины основателя Арамильской слободы.
Обращает внимание, что время прихода в Арамильскую слободу у новоселов Мичовых, например, показано то же, что у Деменевых и Вилесовых, а у другого новосела Устюгова даже на три года раньше. Но ни Мичовых, ни Устюгова в переписи 1682 г. обнаружить не удалось. Вероятно, здесь имеют место неточности информации, далеко не единственные в рассматриваемых документах (см. далее).
NOTA BENE |
Первый житель деревни Фоминой был и первым русским жителем в черте города Екатеринбурга. |
Кто был основателем деревни Фоминой? Этот вопрос интересен тем, что первый житель Фоминой был и первым русским жителем в черте города Екатеринбурга. Ответ, очевидно, раскрывает название деревни. Чаще всего новая деревня получала имя своего первопоселенца. По сведениям переписи 1681–1683 гг. Деменевы поселились годом раньше, чем Вилесовы, но это даты поселения в слободе, а не в деревне. Перепись 1695 г. разницы во времени прихода не отмечает, а сама деревня названа Фоминой, очевидно, по имени главы семьи Вилесовых. Скорее всего, Фома Михайлович и был основателем деревни. А Деменевы могли изначально поселиться в самой слободе и только потом перебраться в уже существующую деревню.
Время основания деревни, соответственно, ограничивается приходом Фомы Вилесова (1680/1681 г.) и переписью 1682 г.
О том, что перемещение населения внутри слободы имело место, свидетельствует описание второй деревни на Уктусе, которая в переписи 1695 г. так и названа «деревня Уктуская». В ней в это время было одиннадцать крестьянских дворов:
Гаврила (Ганка) Иванов сын Шилов. «Кунгурского уезду деревни Торговища, … пришол в 1677/1678-м году». Его брат Иван (Ивашко) Шилов. «Пришол он з братом своим Ганкою», и еще 9 дворов.
В собственности крестьян деревни Уктуской отмечены мельница и кузница.
По происхождению жители деревни были в основном из тех же уездов, что и деревни Фоминой. Четверо из них (Шиловы, а также Красного и Шалаумов) показаны пришедшими в 1677/1678 г., до переписи 1682 г. Действительно, в этой переписи все они обнаруживаются среди крестьян центрального поселения Арамильской слободы. При этом даты прихода в слободу в двух переписях немного (на один год) отличаются друг от друга. У семьи Красного есть и более существенные разночтения в сведениях — в 1682 г. они показаны уроженцами Казанского уезда Чолнымского села (сейчас — Набережные Челны), а не «Уфимского уезду села Дуваней». Независимо от расхождений, очевидно, что возникновение деревни Уктуской — результат процесса внутреннего освоения территории Арамильской слободы.
Основателями деревни были, вероятнее всего, братья Шиловы. В переписи 1695 г. они возглавляют список, да и сама деревня позже именовалась Шиловой. Время основания деревни — между 1682 и 1695 г. Более точную дату установить пока не удается.
Далее в переписи 1695 г. идет описание деревни на Чусовой: «Деревня на реке Чюсовой, зовью(!) Чюсовская. По мере от Арамильские слободы до той деревни 13 верст с полуверстою.» Ее место в переписи позволяет определить порядок расположения деревень по Уктусу. Движение переписчиков шло от Арамильской слободы на запад, то есть вверх по речке Уктус. Следовательно, деревня Уктуская находилась выше Фоминой. Чусовская деревня, очевидно, была поставлена в месте, где Казанская дорога пересекала реку Чусовую. В 1678 г. верхотурские власти планировали поставить здесь слободу, то есть, считали это место относящимся к Верхотурскому уезду (см. выше). Когда произошел пересмотр границ, пока не выяснено. В Чусовской насчитывалось четыре двора.
По происхождению крестьяне деревни ничем не отличались от своих соседей из уктусских деревень. Кондрашка Куликов написан в переписи 1681/1683 гг. в центральном поселении слободы с другим происхождением: «родился де он Кунгурского уезду в деревне Комарове». Дата основания деревни — между 1682 и 1695 гг.
После Чусовой переписчики вернулись на Уктус, очевидно, в самые верховья, где в то время находилась третья уктусская деревня — «Деревня Зыкова на речке Уктусе. По мере до той деревни от слободы пять(!) верст.» Расстояние до слободы в пять верст — явная ошибка копирования (возможно, в подлиннике было «девять»). В деле следует обрыв, поэтому из описания деревни сохранилось только два двора:
Прокопий (Пронка) Исаков сын Лехкой. «С Кунгуру, деревни Полетаевы, пришол в 1682/1683-м году».
Козьма (Коземка) Федоров сын Заразилов. «Кайгородцкого уезду деревни Лоинской, <…> пришол в 1683/1684-м году».
У Прокопия Лехкого отмечена мельница. Сам Прокопий в переписи 1682 г. обнаруживается в Арамильской слободе во дворе своего брата Матвея (Матюшки). При этом датой появления семьи назван 1676/1677 г. Матвей Лехково выделялся тем, что единственный в Арамильской слободе платил подать «з железного плавленья» (см. выше). Наверняка и его брат имел отношение к этому промыслу. Большая разница в датах прихода может объясняться тем, что у Прокопия в переписи 1695 г. указано время, когда он отделился от брата в самостоятельное хозяйство. Время возникновения деревни Зыковой также определяется между 1682 и 1695 гг.
Где же располагались три уктусские деревни? Очевидно, что стояли они вверх по реке следующим порядком: Фомина – Уктуская (Шилова) – Зыкова. Крестьяне деревни Фоминой владели мельницами на речке Кылтыке (Калтыке). Это старинное название, нанесено, хотя не совсем точно, на карту Ремезова (см. Приложение, илл. I)). Поскольку на Калтыке (в XVIII в. — Вязовке, потом Патрушихе) хозяйничали жители деревни Фоминой, а не Шиловки, логично отождествить Калтык со средним и верхним течением современной Патрушихи. Очевидно, что деревня Шилова находилась на том отрезке Уктуса, который воспринял ее имя и на современной карте называется Шиловкой. Зыкова, следовательно, располагалась в самых верховьях Уктуса. Наиболее естественным местом для поселения здесь была точка пересечения Уктуса Казанской дорогой («тропой»), и в которой в дальнейшем была поставлена крепость Горный Щит. В начале 1720-х гг. на берегах Уктуса располагались Уктусский завод, деревни Нижний Уктус и Верхний Уктус. Вероятнее всего, Фомина соответствует Верхнему Уктусу, в восьми дворах которого в 1720-х гг. проживали крестьяне, отмеченные переписью 1695 г. в Фоминой.